Почему именно сатира является главным элементом творчества М.Е. Салтыкова-Щедрина?

В оглавление

Почему именно сатира является главным элементом творчества М.Е. Салтыкова-Щедрина?

Салтыков-Щедрин являлся одним из тех писателей, которые резко и точно обличали социальную жизнь народа, наделяя свои текста философским содержанием. В его произведениях не редко встречается открытая, язвительная сатира, выражающаяся при использовании таких художественно-выразительных средств, как гипербола, ирония и гротеск.

Чтобы лучше рассмотреть то, как Щедрин высмеивает социальную неустроенность, можно обратиться к роману «История одного города», к сказкам «Коняга» и «Премудрый пискарь».

В начале сказки автор дает четкий образ своему герою, называя его «просвещенным» и «умеренно-либеральным». Тем самым он проводит очевидную параллель с современной ему жизнью. Это произведение было написано во времена правления Александра III, чья политика была известна усилением административного давления и распространением консерватизма. В образе пискаря Салтыков-Щедрин изображает интеллигенцию России, которая интересовалась лишь путями выживания. Писатель осуждает ее, в конце сказки иронизируя над своим героем.В авторском написании слова «пискарь» также содержится некая деталь, отрицательно характеризующая героя: «пискарь», готовый пищать от страха, считал, что «надо так прожить, чтоб никто не заметил», потому, подобно чеховскому Беликову, жил в постоянном ужасе перед опасностями мироустройства, не выходя за пределы своей уютной норы.Жанр литературной сказки не зря был выбран писателем. Обращаясь к нему, Салтыков-Щедрин делает особый акцент на комическом аспекте своих произведений, в аллегорической форме выражая свои мысли и идеи.

Не стоит забывать, что в своих сказках он также изобразил всю свою боль о родине и судьбе народа, которая в наибольшей степени отразилась в произведении «Коняга».В образе Коняги был воплощен обыкновенный русский мужик, а бесконечные поля, уходящие за горизонт, в сказке писателя уже являлись не пейзажами из лирических стихотворений, а местом бесконечного, убийственного труда главного героя. Салтыков-Щедрин понимал, что в народе кроется огромная сила, находящаяся в заточении. Также писатель в своем произведении саркастически изображает и братьев Коняги – Пустоплясов, которые неугомонно ведут ученые разговоры о его труде и предназначении. В них же представлена сатира на споры о народе, которые вела интеллигенция девятнадцатого века. Смысл сказки в том, что жизнь обычного человека в России - это медленная смерть через каторжный труд, которая нашла свое выражение в двух гротескных образах: в поле, засасывающем в себя все своими щупальцами, и в самом Коняге, определенный момент заполоняющем собой все пространство.«История одного города» в свою очередь указывает на недоработку государственного строя России, осуждает политическую концепцию всей ее истории: безграмотность ее государства, чрезмерное раболепие и глупость самого народа. В этом романе наряду с сатирой ведущую роль играет гротеск - абсурдные герои, которые устраивают «цивилизацию» в хаосе. Все градоначальники утрированно безрассудные: Дементий Варламович Брудастый, Иван Пантелеич Прыщ, Угрюм-Бурчеев и другие - все они похожи друг на друга в абсурдности путей своего правления.

И.С. Тургенев, делясь своими впечатлениями о творчестве сатирика, говорил, что публика, смеясь, невольно осознает истинность мыслей писателя. При помощи гиперболических образов и гротескных ситуаций Салтыков-Щедрин не только веселил своих читателей, но и изображал неприглядную сторону жизни современной ему России.

Интересно? Заходите на сайт DNSIS и узнаете еще много полезного из школьной программы по литературе. Готовые ответы к заданиям помогут Вам более точно и подробно разобраться в курсе. С нами не порсто получай пятерки, с нами получай знания!

Главная